Что такое дашборд? Как его сделать? Почему он будет полезен?

Введение

Дашборд – это интерактивная панель обзора ключевых показателей, которая обновляется в режиме реального времени.

Главная задача дашбордов – контролировать бизнес-процессы и помогать в принятии управленческих решений.

Отслеживать можно любые данные, главное – сосредоточиться на тех, которые будут ключевыми для принятия решений в вашей отрасли.

Чаще всего, ключевыми показателями являются:

  • выручка,
  • прибыль,
  • себестоимость,
  • рентабельность инвестиций,
  • структура продаж,
  • ФОТ,
  • средний чек,
  • стоимость привлечения клиента,
  • посещаемость сайта

Дашборды полезны во многих сферах деятельности.

1. Дашборд для маркетинга

Чаще всего, дашборд маркетолога содержит в себе данные о визитах, заявках, конверсии, выручке и расходам на рекламу в разрезе рекламных каналов, все эти метрики позволяют понять, откуда идет целевой трафик, а какие каналы не приносят заявки и не окупаются. Довольно часто, в дашборде маркетолога отображают воронку продаж по каналам, отражая кликабельность (CTR), конверсию в заявки (CV1) и конверсию в продажи (CV2)

2. HR–дашборд или дашборд для отдела кадров

Здесь дашборды помогают держать под контролем фонд оплаты труда, числовые показатели работы сотрудников, текучесть кадров по отделам. Персональные карточки сотрудников всегда под рукой, а ключевые показатели для отчетности перед директором всегда в готовности.

HR–дашборд или дашборд для отдела кадров

3. Дашборд для отдела продаж

Мечта любого руководителя отдела продаж, оперативно получать данные об эффективности работы каждого отдельного менеджера. Сколько лидов было взято в работу? Сколько продаж состоялось? Средний чек по сделкам. Сколько за день касаний повторных клиентов? Дашборд можно сделать открытым, что станет дополнительным стимулом для менеджеров – кто захочет быть отстающим?

Дашборд для отдела продаж

4. Дашборд для директора

Дашборд с наглядными ответами на управленческие вопросы: где деньги вашей компании и куда они уходят? Сколько выручки, а сколько реальной прибыли? Кто выполняет план, а кто тормозит развитие?

Дашборд для директора

История дашбордов

Дашборд появился как синтез мощных математических инструментов аналитики и оптимальной графической визуализации результатов анализа.

Появление первой панели с информацией датируется X веком нашей эры, когда наблюдавшие за движением небесных тел астрономы создали диаграмму движения небесных тел. Идея быстро распространилась: люди начали составлять карты, графики, таблицы расчетов.

График движения небесных тел X века

История визуализации данных делится на несколько периодов:

  • до 17 века – ранние графики и карты;
  • 17-18 век – новые графические формы, начало современной визаулизации;
  • середина 19-начало 20 века – золотая эпоха статистической графики;
  • начиная с 1975 года – высокоточная, интерактивная и динамическая визуализация.

Первые идеи цифровых дашбордов возникли в 1980-х годах, тогда же этот термин сформировался в современном понимании – как аналитический инструмент, помогающий в принятии бизнес решений.

Преимущества использования дашбордов

Дашборд – незаменимый инструмент в бизнесе. Он позволяет собрать самое актуальное в одном месте, способствует принятию стратегически верных решений. Благодаря дашборду, вы всегда осведомлены положением дел в компании.

Среди главных преимуществ дашборда:

  1. Анализ данных в реальном времени;
  2. Отображение всех данных в одном месте;
  3. Организация автоматизированной работы с большими объемами данных;
  4. Своевременная идентификация проблем, которые ранее могли быть вне поля зрения.

На наш взгляд, самое важное в дашборде – его интерактивность. Если вы работаете с отчетами, то наверняка знаете, чтобы найти нужный показатель нужно перебрать целую стопку бумаг. В то время, как в аналитической панели достаточно выбрать необходимую категорию и просмотреть данные, например, за определённый период или по конкретному сотруднику.

Интерактивный дашборд - продажа канцтоваров

Интерактивный дашборд - продажа канцелярских товаров

Интерактивный дашборд - ремонтные услуги

Интерактивный дашборд - фитнес клуб

Наглядность информации значительно упрощает восприятие и повышает эффективность. А разноцветные диаграммы и графики ещё и вызывают интерес. Поэтому дашборды выигрывают у бумажных аналогов по всем показателям.

Заказать разработку дашборда

Мы занимаемся автоматизацией бизнес-процессов в Excel и Google таблицах для малого бизнеса.

Для того, чтобы заказать интерактивный дашборд в Excel или Google таблицах свяжитесь с нами.

Если вы хотите заказать разработку дашборда, то прежде всего подготовьте ответы на следующие вопросы:

  • Какова основная цель дашборда?
  • Для кого этот дашборд, какие задачи он должен решать?
  • Какие показатели должны быть отражены?
  • В каком виде вы ведете учет? таблица Excel, гугл таблицы, выгрузки из CRM
  • В каких срезах нужно рассмотреть данные: день, неделя, месяц, год, сотрудники, партнеры, категории, страны и тд
  • Определитесь с цветовыми предпочтениями: темные или светлые тона, корпоративные цвета, логотип

3 главные ошибки при создании дашборда

На основе собственного опыта мы выделили для вас 3 главные ошибки при создании дашборда:

1. Слишком много информации

Не пытайтесь «засунуть всё и сразу» в один документ. Много метрик на одном экране – это сложно и громоздко, мешает концентрировать внимание и затрудняет поиск сути. Выберите самые важные данные, либо сделайте несколько дашбордов, разделив их по категориям, темам, направлениям.

2. Непонятные показатели

Дашборд нужен для упрощения восприятия информации – «увидел – понял». Если пользователь не понимает, что отображено на графике – нужно его менять (не пользователя, а график :) ).

3. Неправильная визуализация

Используя таблицы, графики и диаграммы помните об их сильных и слабых сторонах. В зависимости от типа данных они могут повышать наглядность или препятствовать правильному восприятию. Используйте ту визуализацию, которая лучше всего соответствует выбранному типу данных.

Советы по созданию дашборда

Правила хорошего дашборда:

  1. Включайте только то, что важно! Не перегружайте дашборд, выпишите для себя топ данных по востребованности и работайте с ними.

  2. Используйте размер и положение, чтобы показать иерархию – дайте понять пользователю, что самое важное.

  3. Поясняйте числа – помогите пользователям с первого взгляда понять, хороши они или плохи. Отрицательные значения подсвечивайте красным, положительные зелёным, цветовые шкалы – помогут пользователю быстрее считать информацию.

  4. Группируйте связанные показатели – сделайте так, чтобы ваши метрики было легко найти.

  5. Соблюдайте последовательность – упорядоченные данные упрощают поиск информации. Использование одних и тех же визуализаций и макетов облегчает сравнение.

  6. Округлите цифры – основная цель дашборда, это краткая передача сообщения, не загружайте пользователя лишними символами.

  7. Придерживайтесь минимализма – используйте спокойные и сдержанные цвета, яркие элементы используйте только там, где нужно привлечь внимание пользователя.

Как самостоятельно создать дашборд в Excel с нуля?